CD-MAXIMUM CD-MAXIMUM CD-MAXIMUM
[02/11] РОЗНИЧНЫЙ МАГАЗИ...
[09/12] К. СЕЛЕЗНЁВ: нов...
[08/12] АРТУР БЕРКУТ, гр...
[04/12] А.СМИРНОВ: Новый...
[01/11] А. БЕРКУТ: новый...
http://www.cd-maximum.ru/index.php?hid=48668&lang=ru
BLACK OBELISKAndrey SmirnovМаврин
 
YES
YES
Страна: Англия
Год образования: 1968
Стиль: progressive rock

Состав:
Jon Anderson – вокал
Steve Howe – гитара
Billy Shredwood – гитара
Chris Squire – бас
Alan White – барабаны, перкуссия
Igor Khoroshev – клавиши, вокал


Вначале было слово, и слово было "Yes". Если когда-нибудь в будущем возьмутся описывать историю сотворения стиля арт-рок, то начинаться она будет, возможно, с данной фразы. Группа музыкантов, дерзко назвавшаяся словом "Да", сумела воплотить в музыке всю сконцентрированную утверждающую мощь своего названия. После них никто из "высоколобых" меломанов не может отнестись к рок-музыке пренебрежительно, как к молодежному сумасбродству или коммерческому предприятию. Они сказали: "Да".

Биографию Yes можно начать с того момента, когда 23-летний Джон Андерсон (Jon Anderson) вернулся с континента, где он концертировал в качестве вокалиста с группой The Warriors, в Лондон. Это было в 1967 году. Уроженец сельской Северной Англии, Джон (его настоящее имя - John) рос в фермерской семье и не смог доучиться в школе, потому что работа на ферме была более насущной необходимостью. Семья была большой, и в 15 лет Джон начал водить грузовик, помогая отцу управиться с доставкой продуктов клиентам. В 18 лет он присоединился к The Warriors, где пел его старший брат. Таким образом, недоучившийся в школе и не знающий нотной грамоты Джон вступил на путь музыканта.

По прибытии весной 1967 года в Лондон Джон принялся искать свое место на поприще Евтерпы. Он попробовал начать сольное творчество, взяв псевдоним Hans Christian, выпустил пару записей, но это было не то. Попробовал играть с группой The Gun, но был быстро изгнан оттуда за финансовую безответственность, приведшую к потере гонорара. Джон обладал от природы высоким, чистым голосом, музыкальным и поэтическим чутьем. Кроме того, его темпераменту была свойственна пылкость и одновременно настойчивость, а убеждениям - стремление петь о "высоком". Сочетание творческих и духовных способностей не могло не найти свою дорогу. В 1968 году Джон познакомился с басистом только что распавшейся группы Mabel Greer's Toyshop - Крисом Сквайром (Chris Squire). Это знакомство и стало рождением группы Yes.

Крис Сквайр, на сегодняшний день едва ли не лучший бас-гитарист в мире, представлял собой личность почти противоположную Джону. Джон был маленький, Крис - высокий. Джон был совершенно необразован музыкально, Крис в детстве пел в известном церковном хоре и знал толк в теории и вокальном деле... Удивительно, но две эти противоположности прекрасно состыковались в общем желании сочинять и играть музыку.

Вдохновленные знакомством и воодушевленные перспективами, Крис и Джон быстро добрали в группу гитариста Питера Бэнкса (Peter Banks), клавишника Тони Кэя (Tony Kaye) и барабанщика Билла Бруфорда (Bill Bruford). Питер Бэнкс уже ранее играл с Крисом в Mabel Greer's Toyshop. Тони Кэй, имевший классическое образование по фортепиано и к тому времени довольно известный в мире рока (его называли Kaye of Keyboard), был приглашен Крисом. Билла Бруфорда пригласил Джон по объявлению в Melody Maker. Так в течение июня-июля 1968 года составился квинтет. В довершение формирования группы Питер Бэнкс нашел ей заглавие - "Yes".

Первый концерт Yes состоялся в августе 1968 года. Джек Берри (Jack Barrie), совладелец и менеджер легендарного Marquee Club, где начинали карьеру многие знаменитые группы, был тем человеком, который подружился с Джоном в 1967 году, поверил в его талант, дал ему пристанище, помог выпустить сольные записи и - самое главное! - познакомил с Крисом Сквайром. Он же (Джек Берри) был хозяином клуба La Chasse - неформального центра общения молодых музыкантов в Лондоне, где и происходили обсуждения, знакомства, приглашения и прочее бурление околомузыкальной жизни. Джон Робертс (John Roberts), богатый промышленник, меломан и также завсегдатай La Chasse. Случайно познакомившись в Джоном Андерсоном и узнав, что тот работал в одной из его любимых групп - The Warriors, Робертс обеспечил новую группу средствами на обзаведение аппаратурой и аренду подходящего для репетиций подвальчика. Не будь этих людей, не пересекись дорога Андерсона с ними - и кто знает, довелось бы нам услышать музыкальные полотна Yes.

Джек Берри вытащил своих "питомцев" в Marquee Club. Для выработки стиля и звучания группа стала разучивать чужие песни, варьируя их, значительно расширяя и дополняя своей атмосферой. В результате получались пьесы, значительно превосходящие оригиналы по длительности и насыщенности звучания.

Административная сторона работы группы также стала налаживаться. Джон Андерсон быстро приобрел авторитет старшего в группе. За постоянные внушения и понукания Андерсон заработал кличку "Наполеон", но именно благодаря ему группа в тот период времени совершила решающее превращение из стайки пьющих и покуривающих травку подростков в сплоченный ансамбль. Группа начала получать регулярные приглашения на вечера в разные клубы, зарабатывая до 20 фунтов за вечер.

Тем не менее, очень многое зависело от случая. Андерсону везло - как, впрочем, везет всякому, кто не ленится работать. В Лондоне открылся новый клуб, называемый Blaise's Club, руководил которым Рой Флинн (Roy Flynn). Клуб давал сборный концерт именитых групп. В частности, ожидали группы Sly и The Family Stone, которые в последний момент отказались от участия. Вместо них Джек Берри ловко "подсунул" Рою Флинну Yes. Концерт и впрямь был значительным - выступали такие люди, как Эрик Клэптон, Пит Тауншенд, Кит Эмерсон. Но даже на этом ярком фоне впечатление Роя от Yes было таким, что он сходу предложил себя в качестве менеджера группы, а будучи принят, моментально снабдил ее микроавтобусом, новой ударной установкой, органом и нашел более удобное жилье.

Новый менеджер Рой Флинн, обладавший обширными связями в музыкальных кругах, пристроил группу на представление в Лондонском Альберт-Холле. Концерт был посвящен уходу со сцены группы Cream, но это был первый случай для Yes выйти на арену с 5000 слушателей и быть услышанной критиками национального масштаба. Отзывы прессы были положительными, и буквально через пару месяцев, в январе 1969 года группа была приглашена компанией BBC для записи живого концерта.

До начала 1969 года Yes играл "в поддержку" более именитых групп. Теперь настало время начать самостоятельную жизнь, попробовав записать альбом. Что и было сделано: в июле 1969 вышел альбом YES. Наряду с интерпретациями чужих песен ("Every Little Thing" группы The Beatles и "I See You" группы Byrds) в альбом вошли собственные сочинения. В целом диск получился яркий, многообразный и в чем-то новаторский.

Отзывы критики были более чем благоприятными, однако с продажами все обстояло значительно хуже. Тем не менее группа, выпустив первый свой альбом, счастливо перевела дух: работа над альбомом в большой степени расставила всех по местам и определила направление дальнейшего творчества. Yes отправился в тур по Англии, захватив частично Швейцарию и Германию и сделав между тем вторую запись на BBC, которая получила ободряющие отзывы музыкальной критики. Будущее казалось вполне определенным и светлым. Компания Atlantic Records, выпустившая альбом, смотрела на Yes благосклонно и даже предоставила группе своего продюсера Тони Колтона (Tony Colton) для записи следующего альбома. Коммерческий неуспех первого альбома отнесли к отсутствию грамотного продюсирования.

Будучи в туре, группа начала сочинять следующий альбом, а в начале 1970 года приступила к его записи. Тут снова случилась судьбоносная встреча. Директором британского отделения Atlantic был Фил Карсон (Phil Carson), и ему Yes очень нравился. Он был тем человеком, который свел группу с звукоинженером Эдди Оффордом (Eddie Offord). В то время Эдди Оффорд был младшим сотрудником студии звукозаписи Advision, на которой записывался альбом, и группа стала с ним работать. В дальнейшим Оффорд оказался уникальным человеком, помощником во всех делах и замечательным звукоинженером. На протяжении последующих четырех лет, ставших "золотым веком" Yes, Оффорд был фактически членом группы: звуковиком, сопродюсером, советчиком, критиком, психологом, диетологом. Его руки сделали все те записи, которые были выпущены в эти четыре года и впоследствии стали нерукотворным памятником арт-року.

Второй альбом - "Time and a Word" - был выпущен через год после первого, в июле 1970 года. В целом он был похожим на первый, но звук получился более насыщенным, благодаря акустическому дополнению в виде медной и струнной секций.
Однако успех альбома был ненамного выше, чем у предыдущего. Два залпа в одну, казалось бы, верную цель не принесли ощутимого результата. Yes по-прежнему была "клубной" группой с ограниченной известностью в Англии и практически полной неизвестностью в Америке. Неудачу уже нельзя было отнести к непрофессионализму продюсера - Тони Колтон был авторитетным специалистом. Два года работы, два альбома - и практически никакой отдачи. Финансовое положение было на нуле. Над группой повисла депрессия. Как правило, после двух неудачных альбомов фирма звукозаписи прекращала сотрудничество с группой. Если сравнивать Yes с другими группами, стартовавшими примерно в то же время - такими, как Genesis, Led Zeppelin, King Crimson, то последние добились успеха почти с первых шагов. А положение Yes было близким к роспуску.

Ситуация осложнялась внутренними трениями. Группа ждала отказа от компании Atlantic, что означало бы кончину Yes. Андерсон понимал, что из этого положения может быть два выхода: либо группа прекращает существование, либо нужны решительные меры по ее реорганизации с целью ликвидации внутренних противоречий.
В этой ситуации произошел первый болезненный раскол. Андерсон и Сквайр приняли решение уволить Бэнкса и менеджера Роя Флинна. По их мнению, и тот и другой достигли своего "потолка" и тормозили развитие. Как ни жесток был этот шаг по отношению к этим двум любящим и верящим в Yes людям, но последующие события показали, что он был необходим.

Группа объявила отмену всех концертов вплоть до приема нового гитариста. Выбор пал на Стива Хау (Steve Howe). Хау был известен как техничный гитарист, успевший поиграть в группах The Syndicats, The In Crowd, Tommorow, Bodast. К описываемому времени (весна 1970) Стив покинул Bodast и пребывал в поиске подходящей группы. Будучи приглашенным в Yes, Хау нашел в группе разлад, бедность и уныние. Надо отметить, что Стив Хау к этому времени был женат и имел годовалого сына, так что материальная сторона дела не могла его не интересовать. Однако атмосфера их музыки пришлась ему по душе, и он принялся разучивать материалы последнего альбома. Много позже Хау дал очень высокую оценку работе своего предшественника, Питера Бэнкса.

Почти одновременно с этим Yes обзавелся новым менеджером Брайаном Лейном (Brian Lane), который работал с группой в течение последующих почти 10 лет. Лейн энергично взялся за дело. Группа удалилась на небольшую ферму в Девоне, где провела полгода вплоть до осени, репетируя с Хау и сочиняя пьесы для нового альбома. Критический момент произошел летом: компания Atlantic Records формально отказалась от работы с Yes. Однако, упомянутый ранее Фил Карсон "смухлевал": будучи топ-менеджером компании, он задержал уведомление об отказе. Благодаря этому группа смогла довольно безмятежно осваиваться в новом составе и записывать альбом.

Осенью начались концерты. С первых шоу стало ясно, что слухи о смерти Yes сильно преувеличены. Наряду со старыми композициями группа представила новые вещи, написанные для The Yes Album, и они были приняты буквально на "ура". Зимой 1971 в Англии вышел сам альбом. Группа сделала большой шаг вперед. В отличие от предшествующих, The Yes Album уже не содержал интерпретаций, на нем были только собственные композиции. Yours is No Disgrace, Perpetual Change, Starship Trooper были несомненно более масштабными, порывистый юношеский энтузиазм ранних произведений сменила устойчивая энергия, в звучании почувствовалась крепкая рука мастеров.

Весной Yes отправился в свой первый тур по Северной Америке вместе с Jethro Tull. Американская публика приняла группу очень благосклонно, хотя, как вспоминают участники, среди слушателей жило заблуждение, что The Yes Album - первый альбом Yes. Успех в США - это успех на мировом уровне. Американские радиостанции начали передавать в эфир записи с альбома и с концертов. Отдельный восторг вызывало сольное исполнение Стивом Хау своей виртуозной пьески The Clap. Впоследствии она стала неформальным эталоном исполнительской техники для гитаристов.

Вернувшись в Англию, Yes приступил к записи следующего альбома. Композиции для него были задуманы еще в туре. Идеей было совместить сольные номера каждого из музыкантов с общими сочинениями. Однако все пошло не так, как ожидали. Возникло напряжение между Хау и Кэем, они стали недолюбливать друг друга, причем конфликт был не музыкальный а бытовой. Дело в том, что группа проживала в одной квартире в трех помещениях: Крис Сквайр делил комнату с Биллом Бруфордом, Джон Андерсон с Брайаном Лейном, а в третьей жили Стив Хау и Тони Кэй. Так вот, Стив и Тони не ужились вместе. Тони вел вольный образ жизни, любил выпить и поухаживать за дамами, а Стив был чистюля и аскет. Стиву мешали сосредоточиться подружки Тони а Тони, в свою очередь, мешало веселиться присутствие постной физиономии соседа по комнате. В результате непродолжительных трений решено было, что Тони уйдет из группы. Решение было джентльменским и взаимно одобренным, хотя есть некое мнение, что более веским поводом было появление в поле зрения группы клавишника Рика Уэйкмана (Rick Wakeman). Скорее всего, обе причины совместились: Тони был не прочь избавиться от стеснительного соседства, а Yes был не прочь сменить Тони на Уэйкмана. Так или иначе, Тони Кэй не был уязвлен, в скором времени он создал свою группу Badger, которая некоторое время даже выступала совместно с Yes.

Рик Уэйкман (Rick Wakeman) к описываемому времени был известным клавишником-универсалом. Он учился в Королевском музыкальном колледже (не окончил), работал с огромным количеством артистов и одинаково хорошо чувствовал себя за любым клавишным инстрментом, будь то клавесин или меллотрон. В частности, перед приглашением в Yes, он работал с известной в то время группой The Strawbs. Музыку Yes он слышал, ему импонировало то, что в ней все звучало нестандартно. Уэйкман был приглашен в группу Брайаном Лейном и почти сходу принял участие в записи альбома Fragile - четвертого по счету альбома Yes.
Альбом состоял из 9 пьес и, как сказано выше, пять из них были сольными номерами музыкантов, а четыре общими композициями группы. Выпустив альбом, группа кроме Рика Уэйкмана "приобрела" еще одну очень важную фигуру. Это художник Роджер Дин (Roger Dean). Первый альбом, оформленный Роджером Дином, был Fragile, а со временем его имя и его прекрасные работы стали для поклонников Yes неотделимы от музыки.

Альбом вышел осенью 1971 в Англии и в январе 1972 в Америке. Если предыдущий The Yes Album имел ощутимый успех, то эти 9 пьес буквально потрясли мир любителей рок-музыки. Группа пожала вполне заслуженный успех, а ее состав стал тем звездным составом, который останется в истории арт-рока. Перечислим его: Jon Anderson - вокал, перкуссии, акустическая гитара; Chris Squire - бас, второй вокал; Steve Howe - гитара, pedal steel guitar, акустические гитара и струнно-щипковые, третий вокал; Bill Bruford - барабаны; Rick Wakeman - клавиши. Необходимо упомянуть и других людей, принимавших участие в создании музыки и ее оформлении: Brian Lane - менеджер, Eddie Offord - звукоинженер и продюсер, Michael Tait - звуко- и светоинженер, Roger Dean - художник.

По завершении европейского и североамериканского туров Yes снова "ушел в подполье" для записи следующего альбома. Май и июнь 1972 группа провела в подвале-студии, воплощая в жизнь замысел Андерсона. Экспрессивная натура Джона Андерсона непрерывно генерировала новые идеи. Андерсон много читал, слушал классическую музыку и фантазировал. Книга Германа Гессе "Сиддхарта" произвела на него такое впечатление, что стала идейным фундаментом новой работы. Андерсону неудержимо захотелось эмоционально охватить все прочитанное и воплотить в музыке. Послушная "Наполеону" группа, ворча и радуясь, засела за сочинение и запись.

Замышляемая форма была настолько масштабна, что реализовать ее в процессе "джема" было невозможно. Имелись лишь контуры будущего произведения, и лишь Андерсон мог в них ориентироваться. Музыка сочинялась и тут же записывалась 30-секундными секциями, и никто точно не знал, что должно последовать дальше. Кто-то давал одну идею, остальные ее критиковали, улучшали, развивали или браковали. Спорам, обсуждениям, пробам и перезаписям не было конца. Студия была завалена обрывками магнитной ленты с фрагментами черновых вариантов. Сессии затягивались далеко за полночь, работа двигалась очень медленно. День за днем группа спускалась в подвал, где происходила запись, и принималась сочинять и ругаться. Медлительный, вечно опаздывающий Squire с дотошным упорством добивался идеального звучания каждого такта. Пылкий Anderson творил лирику и музыку. Молчаливый Howe изобретал гитарные ходы, заставляя группу следовать им. Едва ли не каждый такт вызывал бурю столкновений. Самый молодой и нервный Bill Bruford "проклинал тот день, когда он сел..." и т.д. Академический Rick Wakeman готовил аранжировки, разбавляя шутками атмосферу всеобщего потного усердия. Эдди Оффорд с нечеловеческим терпением собирал вместе обрывки сольных партий и вокалов, по десять раз микшируя одно и то же в разных вариантах. Подвиг Эдди Оффорда заслуживает того, чтобы быть увековеченным. Позже Эдди говорил, что только на вступлении к Close to the Edge использовалось около тысячи звуковых фрагментов!

В июле альбом был смикширован на студии Advision, а в сентябре выпущен компанией Atlantic Records. То, что последовало за этим, уже не вписывается в рамки даже очень громкого успеха. Сенсация! Такой музыки раньше никто и нигде не слышал! Газеты захлебывались от комплиментов, поклонники таяли от восторга. Альбом включал в себя всего три композиции.

Однако еще до этого, по окончании сессий в июле Yes постиг серьезный удар. За время пребывания и концертирования в Yes Билл Бруфорд превратился из талантливого новичка в опытного и признанного барабанщика. Бруфорд был многим недоволен. Он был недоволен диктаторством Андерсона, вечными опозданиями Сквайра. Он был недоволен тем, что выгнали Питера Бэнкса, а вслед за этим променяли Тони Кэя на Рика Уэйкмана. Он был недоволен тем, как тратятся деньги группы. Наконец, он был крайне недоволен и измучен двухмесячным "адом" записи последнего альбома. Немедленно после окончательного монтажа альбома Бруфорд заявил о своем уходе.

Группа была шокирована и удручена - наверно, примерно так же, как Питер Бэнкс и Рой Флинн, когда им объявили об отставке. Билл часто капризничал, но никто не мог предположить, что он уйдет из группы так внезапно, к тому же после несомненно удачной записи, просто обреченной на успех. Уговоры ни к чему не привели - Билл собрал чемоданы и хлопнул дверью. Оказывается, у него давно зрело решение пойти играть в King Crimson, что он и сделал.

Концерты с новой программой должны были начаться вот-вот, и тур оказался под угрозой срыва. Поэтому, с подачи Эдди Оффорда, новым барабанщиком в группу срочно пригласили Алана Уайта (Alan White). Примечательно, что Алан Уайт сразу согласился работать в Yes, хотя группа (речь идет о времени до выхода в свет Close to the Edge) еще не была так широко известна, как его предыдущие партнеры. Буквально за три дня ему пришлось разучить репертуар предстоящих концертов. В туре ему пришлось нелегко - партии, кроме того, что новые для него, к тому же были гораздо более сложные, чем ему приходилось играть до сих пор. Лето, осень и зиму группа концертировала под шумное одобрение меломанов, причем тур охватил не только Европу и Северную Америку, но и Японию и Австралию с Новой Зеландией.

Однако неутомимый Андерсон не собирался почивать на лаврах. Новое вдохновение ему принесли "Священные книги Шастр", уходящие корнями в духовные традиции Индии. Как и в предыдущих случаях, новый альбом начал проектироваться во время тура, посвященного предшествующему. Андерсон замыслил еще более масштабный - двойной - альбом. Но перспектива по возвращении из тура опять засесть в студию не вдохновила группу. С большим трудом и с помощью Стива Хау Андерсону удалось продавить решение. Андерсон чувствовал, что он накануне создания главного творения своей жизни. Предчувствие было настолько сильным, что он заставил отменить ранее запланированные концерты в Южной Америке и вернуться в Лондон. В мае 1973 года Yes приступил к записи нового альбома.

По проекту он должен был состоять из четырех пьес - по числу книг Шастр, и каждая пьеса должна занимать сторону пластинки. Сессии были еще более долгими и трудными, чем при записи Close to the Edge, и, в отличие от тех сессий, общий уровень настроения был низким. Больше не было веселых перебранок с участием Билла Бруфорда и Рика Уэйкмана. Только Андерсон и Хау представляли себе будущий альбом. Сквайр держался скептически, Уайт, благодаря своей выносливости и дружелюбию, вел себя нейтрально. Что касается Рика Уэйкмана, то он непрерывно хандрил. Лишь к октябрю альбом со странным названием Tales from Topographic Oceans был записан. Тогда же начался английский тур в его поддержку.

Дать характеристику Tales from Topographic Oceans трудно. Альбом крайне неоднозначно оценивали как его создатели, так и слушатели. Так, Джон Андерсон был счастлив этой записью, в то время, как Рик Уэйкман считал ее откровенной неудачей. Объективно можно сказать лишь одно: это самая масштабная работа в творчестве Yes и, возможно, во всем направлении арт-рока. Альбом состоит из четырех частей, и каждая часть представляет собой большую сюиту, по сложности не уступающей шедеврам классической музыки. Все четыре композиции текстуально связаны между собой, а вместе напоминают четырехчастное симфоническое построение: энергичное вступление, умеренную вторую часть, оживленную и своеобразную третью и драматический финал. Хотя каждая композиция вполне хорошо слушается отдельно от других, все вместе они демонстрируют завершенность цельного произведения. Каждая часть на альбоме снабжена коротким поясняющим текстовым вступлением от Андерсона.

Дело в том, что Джон Андерсон отдавал себе отчет в том, что создаваемая музыка экстремально сложна для любителей рока, и переживал за судьбу детища. Поэтому он старался создать слушателям предпосылки для облегчения понимания. Андерсон очень волновался, тем более, что первые отзывы осенью 1973 года были однозначно неблагоприятными. Он вложил в альбом всю душу и вдохновение и почти год труда. Неприятие альбома прессой не столько обескураживало его, сколько мобилизовало на новые усилия. К работе по оформлению будущего тура был привлечен художник Роджер Дин, нарисовавший обложку альбома, а он, в свою очередь позвал своего брата Мартина. Вместе они соорудили невиданные по тем временам декорации, воспроизводящие океаническое дно, фантастические существа и цветы с обложки "Tales from Topographic Oceans". Перед американским туром вcтал вопрос о сокращении программы, по крайней мере, на третью часть альбома - "The Ancien", чтобы не переутомлять слушателей и не рисковать успехом. Андерсон отказался. Программа была грандиозной - в нее входил весь Close to the Edge и все четыре части Tales, не считая исполнений на бис.

Отдельной сложностью для Андерсона был Рик Уэйкман. Вообще обстановка в группе была очень напряженной, особенно чувствительно было похолодание отношений между Андерсоном и Крисом Сквайром, последний считал, что с этим альбомом Андерсон сильно хватил через край - непонимание между двумя основателями группы угрожало ее распадом. Однако раскола удалось избежать. Измученный сессиями Уэйкман порывался уйти, подобно Биллу Бруфорду, сразу после окончания записи, но его уговорили остаться по крайней мере на период американского тура. В феврале-марте 1974 года Yes выступали в США и Канаде. Группа шла на сцену, как в бой, используя все рода войск - звук, свет, декорации и механику. И победа была одержана. Успех был оглушительным! Билеты расхватывались. Диски раскупались. Альбом получил статус золотого, на несколько месяцев возглавил рейтинг популярности в Англии, вошел в десятку Billboard в США. Многотысячная армия поклонников Yes стала еще сплоченнее.

После тура Рик Уэйкман решил покинуть группу, хотя это решение далось ему с трудом и обошлось в сердечный приступ с последующей отлежкой в больнице в течение нескольких недель. Причина вполне бесспорна - музыкальные разногласия. Так Уэйкман ушел из Yes в первый раз.

Тур Tales from Topographic Oceans вошел в историю Yes как самый красочный, самый впечатляющий, но в результате группа осталась без клавишника, и надо было искать кого-то на замену. Замену Рику Уэйкману найти было сложно. Попробовали пригласить греческого музыканта Вангелиса (Vangelis), которого Андерсон хорошо знал и с которым был дружен, даже записывался на его работах, но дело не заладилось: Вангелиса не вполне устраивала перспектива постоянных перелетов, а он, в свою очередь, не вполне устраивал Стива Хау. Тогда менеджер Брайан Лейн нашел швейцарца Партика Мораза (Patrick Moraz).

Патрик Мораз был фигурой экстравагантной. Признанный у себя на родине музыкант-джазист, он в 17 лет приехал в Англию искать музыкального счастья, даже не говоря по-английски. Он продержался полгода, играя в ресторане и уча язык, но британское Сообщество музыкантов (Musicians' Union) жестко блюло национальные приоритеты. Патрик был иностранцем, и его выдавливали с профессиональной арены. Попытка приобрести членство в Сообществе не удалась, и он покинул страну. Однако некоторое время спустя он предпринял второй штурм Альбиона, и на этот раз ему удалось познакомиться с группой The Nice и ее лидером Китом Эмерсоном (Keith Emerson) . Патрик перебивался разными заработками, когда однажды басист The Nice Ли Джексон (после ухода Эмерсона) пригласил его принять участие в создании новой группы - обновленной The Nice. Так образовалась группа Refugee, она выпустила альбом и собралась отправляться в тур, когда выбор Yes остановился на ее клавишнике Патрике Моразе.

Патрик недолго сопротивлялся искушению войти в состав знаменитой группы. К этому времени (август 1974) уже был готов материал для нового альбома, Relayer, и Патрику оставалось только внести свой вклад в музыку.

Итак, Yes насчитывал уже 7 альбомов, не считая синглов, сборника "Yesterdays" и концертного альбома "Yessongs", причем три последних - неоспоримые шедевры. Настало время перевести дух и сменить направление занятий. Группа решила не планировать следующего альбома, а заняться концертами и, кроме того, позволить каждому музыканту группы записать свой сольный альбом. Что и было сделано.

Группа была в зените славы. Деньги текли широкой рекой, каждый член группы теперь имел собственный большой дом в Лондоне или окрестностях, концертные аудитории доходили до 140 тысяч слушателей, в связи с чем инженером Yes Майклом Тэйтом была сооружена вращающаяся сцена. Группа летала частными рейсами на реактивном самолете. Период 1975-76 годов сопровождался экстравагантностями, какие могли позволить себе знаменитости номер один. Так, Стив Хау, чрезвычайно нежно относящийся к своей любимой гитаре Gibson ES175, однажды не будучи уверенным, что ей будет "хорошо" в багаже самолета, приобрел для нее отдельный билет пассажира первого класса на имя мистера Гибсона.

Между тем созрело настроение для нового альбома, и группа начал потихоньку набирать материал. Как-то само собой всем захотелось вновь работать с Риком Уэйкманом. Все сходились на том, что Патрик Мораз - славный парень, но уж больно иностранный. Yes была очень британской группой, и все соскучились по Рику, его знаменитым шуткам, его родным клавишным импровизациям. Патрик был дипломатичным человеком, и он понимал, что его трехлетнее сотрудничество с Yes подходит к концу. Группа уже была в Швейцарии, куда поехала записывать новый альбом, т.е. на его родине, когда Патрик ушел из Yes. Он присоединился к Moody Blues, затем работал с бывшим участником Yes Биллом Бруфордом (Bill Bruford), навсегда сохранив теплые воспоминания о работе в Yes.

Рика Уэйкмана пригласили сначала просто принять участие в записи нового альбома Going for the One, и он вылетел в Швейцарию. В процессе работы он естественным образом сменил статус сессионного музыканта на постоянное членство в Yes.

Going for the One был выпущен в июле 1977 года и принят весьма блакосклонно. Обложку альбома на этот раз оформлял не Роджер Дин, а дизайнерская фирма Hypgnosis, и традиционные диновские фантастические пейзажи уступили место городского вида башням, по-видимому, иллюстрировавшие песню "Parallels" с альбома. Осенью 1977 года группа с успехом отыграла тур. Песня "Wonderous Stories" стала радиохитом, что к тому моменту было совершенно нетипично для Yes, поскольку обычно их композиции не вписывались в 3-4 минуты, отведенные форматом популярных радиостанций.

В это время ситуация начала меняться, на музыкальный мир под предводительством Sex Pistols неотвратимо надвигалась агрессивная волна панк-рока. Yes решил ответить на экспансию нового примитивно-грубого, "накачанного" звука альбомом особой силы, вложив в него всю свою изощренную фантазию, отточенное мастерство и энергетику. Начались репетиции альбома, продолжавшиеся 7 месяцев, с января по июль 1978 года, и в сентябре вышел альбом Tormato.

Это был альбом, завершивший эпоху, впоследствии названную "классическим периодом" Yes. Реакция на него была в основном от недоумения до разочарования. В принципе альбом был хорош, и последующие поколения слушателей оценили его высоко. Просто на тот момент слишком высокими были ожидания. Действительно, после выпуска альбома "Fragile" Yes ориентировалась на масштабные композиции и программность, и Tormato походил больше на регресс и возврат к коротким пьесам "Fragile", нежели на развитие вперед.

Сами участники группы оценили альбом крайне низко, сочли его противоречивым и одновременно излишне запродюсированным, с плохо проработанной общей концепцией и неразвитыми музыкальными идеями в композициях. Кроме того, критике подверглись звукозапись и оформление. А между тем и то, и другое, было на отличном уровне!

В отличие от альбома, тур с исполнением его композиций, приуроченный к десятилетию Yes, был встречен с огромным энтузиазмом. Игрались композиции разных лет, и слушатели оценили мастерство и силу исполнения группы, доведенные за 10 лет работы до видимого совершенства. Однако приближение перемен чувствовалось всеми, кто имел отношение к Yes. С вершины музыкального Олимпа, куда поднялась группа, пути участников вели в разные стороны. Ситуация усугубилась, когда Алан Уайт сломал ногу, а для барабанщика это означало выход из игры на несколько месяцев. В результате всех противоречий произошло неизбежное, но в наиболее драматическом варианте: группу покинул Джон Андерсон (Jon Anderson), основатель и руководитель, главный генератор идей и "Наполеон" своего маленького войска.

Драма была налицо. Андерсон считал, что Yes себя изжил и больше не существует, музыканты больше не хотят быть вместе. Та трещина, которая возникла между ним и Крисом Сквайром во время сессий Tales from Topographic Oceans, разрослась до разрушительных размеров. Андерсон плакал на плече Уэйкмана, когда понял это. Последним отчаянным усилием Андерсона сохранить группу были сессии в Париже, в результате которых был записан альбом Golden Age. Однако окончательный микс так и не был выполнен: результаты работы были бесспорно ниже йесовского стандарта, музыка в целом оставляла впечатление натужности, волевых усилий - что, собственно, соответствовало реальности. Позже песня "Dance Through the Light" была использована на альбоме Drama; почти весь остальной материал альбома ушел из жизни в коллекции наиболее радикальных фанов и Yesotheric.

Итак, Андерсон покинул Yes. Вслед за ним ушел и Рик Уэйкман, так что оставшиеся трое - Стив Хау, Алан Уайт и Крис Сквайр - должны были искать способ работать дальше, и это в условиях, когда на музыкальной арене настали времена, куда менее благоприятные для арт-рока, нежели 10 лет назад. Однако Сквайр не желал сдаваться.

Он пригласил в Yes двух музыкантов из группы Buggles, это были клавишник Джеффри Даунс (Geoffrey Downеs) и вокалист Тревор Хорн (Trevor Horn). Хорн имел довольно высокий, чистый голос и мог петь партии Андерсона, хотя "серебряный" андерсоновский тембр воспроизвести, конечно, был не в состоянии. Тем не менее, стратегия была определена в том, что Yes продолжает работать в своем традиционном русле, играть старые вещи и писать новые.

Альбом Drama был записан новым составом в течение лета 1980 года и вышел в августе. Примечательно, что к работе привлекли старого друга, звукоинженера Эдди Оффорда, с которым Yes не сотрудничали с выхода альбома Relayer в 1974 году. Альбом был оформлен также старыми друзьями, Роджером и Мартином Динами. Поклонники с удивлением обнаружили, что в Yes поет вовсе не Андерсон, а Тревор Хорн. Тем не менее, альбом был принят очень хорошо. Явный уход музыки в сторону песенного жанра восприняли как нечто новое со знаком плюс.

Несмотря на поддержку слушателей, Тревор Хорн чувствовал себя не вполне уверенно. Будучи сам поклонником группы, он понимал, что в полной мере заменить Андерсона он не может - ни в креативной, ни в исполнительской работе. А тем временем фирма Atlantic Records увесисто напомнила о старом Yes выпуском концертного альбома Yesshows, в котором собраны живые записи классического состава. Перспектив развития не просматривалось, дух разлада нарастал. Концом стало увольнение менеджера Yes Брайана Лейна, после чего Steve Howe и Geoffrey Downes взялись за создание своей группы Asia, Trevor Horn, женившийся во время пребывания в Yes, решил отдохнуть и после покажет себя невероятно успешным продюсером таких популярных исполнителей, как Seal, Tori Amos, Sugababes, Eros Ramazotti, Lisa Stansfield и т.д. Так что Alan White и Chris Squire остались вдвоем. Jon Anderson увлеченно работал далеко от бывших коллег, записав со времени ухода из Yes два альбома с Вангелисом (Vangelis) и один сольный. Rick Wakeman записывал очередной сольный альбом - "1984". Стив и Джефф играли в Asia, там стал работать менеджером и Брайан Лейн. Роджер Дин теперь рисовал обложки для Asia. Yes был мертв.

Однако жизнь продолжалась. Два бывших музыканта Yes оказались в ситуации, когда им приходилось все начать с самого начала: не было музыки, не было менеджера, не было договора с компанией звукозаписи, не было группы, не было ничего кроме желания и таланта. Еще в 1979 году, когда в Yes начался разброд, менеджер Брайан Лейн обратил внимание Криса Сквайра на молодого музыканта из Южной Африки, который играл на всех инструментах и пел плюс сам себя продюсировал. Сквайр прослушал предложенные ему записи, но не нашел в них ничего особенного: музыкант играл хорошо, неплохо пел, но не более того.

Сейчас, в 1980 году Фил Карсон, директор британского отделения Atlantic Records и старый друг Yes, не хотел бросать Сквайра и Уайта одних и искал способ дать им возможность продолжать играть вместе. Он тоже слышал про звезду из Южной Африки по имени Тревор Рэбин (Trevor Rabin). Тревор был кумиром молодежи у себя на родине, играя в группе Rabbitt.

Так Крис Сквайр принялся второй раз создавать Yes. Группа нуждалась в клавишнике, и Сквайр вспомнил о старом приятеле Тони Кэе, 10 лет назад после выхода третьего альбома покинувшего Yes. Кэй с тех пор не оставил музыкальных занятий, и когда Крис пригласил его играть в новой группе, согласился. Большинство песен были уже написаны Тревором Рэбином. Кэй взялся за клавишные партии, но быстро стало ясно, что его возможностей как исполнителя не хватает. Кэй был мастером Hammond'а, новые синтезаторы были ему пока что не под силу, и он ушел. Поэтому большинство клавишных партий нового альбома записал лично Тревор Рэбин.

Фил Карсон пришел на подмогу и в финансовом вопросе, стоящем весьма остро. Он снабдил группу суммой в 150 тысяч долларов собственных денег, дав ей таким образом возможность работать, а сам принялся уговаривать руководство Atlantic заключить новый контракт. И это ему удалось. Когда глава фирмы Ахмед Эртеган (Ahmet Ertegun) услышал "Owner of a Lonely Heart", он немедленно согласился сотрудничать с группой, возместя Филу личные расходы.

Парадоксальным образом альбом писался под рабочим названием The New Yes Album, в то время, как новая группа называлась Cinema. Это говорит о том, что дух Yes все же витал где-то рядом. Впоследствии решили отказаться от этого названия, заменив его на суперскромное бухгалтерское "90125" - каталожный номер записи в Atlantic. (Хотя, как свидетельствует Фил Карсон, настоящий номер был немного другим, но это сочетание цифр очень нравилось Сквайру).

Между тем, продюсер альбома, бывший вокалист Тревор Хорн был уверен, что в группе имеется некоторая проблема с вокалом. Хотя Сквайр и Рэбин пели неплохо, но для "блеска" нужно было что-то посильнее. Ведь альбом записывался почти год, и хотелось сделать его совершенным во всех отношениях. Крис Сквайр позвонил Джону Андерсону и предложил послушать, что у них получилось. А когда Андерсон одобрил услышанное, предложил принять участие в записи. Андерсон отвечал согласием при условии, что группа будет называться Yes!

Таким образом, через два года после смерти, Yes оказался вновь жив, да еще имел готовым к выпуску новый альбом. Встал вопрос о туре, в котором необходим клавишник - Рэбину все-таки ближе была гитара, а кто-то должен играть на клавишах. Попробовали взять Эдди Джобсона (Eddie Jobson), но с ним не заладилось. Сошлись на том, что позвали обратно Тони Кэя. И впоследствии никто не пожелел об этом. Итак состав нового Yes: Jon Anderson - ведущий вокал; Trevor Rabin - гитара, вокал, Chris Squire - бас, вокал; Alan White - барабаны; Tony Kaye - клавиши.
Альбом 90125 стал самым успешным во всей предыдущей и последующей работе Yes, он впервые и единожды вытолкнул группу в мир большого шоу-бизнеса и широкой популярности. Шоу оформлялись с размахом, который только позволяли фантазия и финансы, текшие в группу широкой рекой - многоярусная сцена, лазерные шоу, свет и дым, а заставкой шоу теперь служил не оркестровый фрагмент сюиты Стравинского "Жар-птица", а мультфильм "Bugs Bunny".

Озадаченные неожиданно мощным результатом своего нового альбома и тура 90125 (альбом вышел в ноябре 1983, а тур продолжался весь 1984 год), музыканты принялись за работу над следующим альбомом. Однако все складывалось непросто. Если 90125 содержал сочинения Рэбина, то сейчас в группе был Джон Андерсон, который привык руководить. Рэбин весьма неохотно подчинялся "Наполеону". Вторым моментом было то, что, благодаря громкой популярности 90125, Yes оказался в новом для себя пространстве - в большом шоу-бизнесе, где правят иные законы, чем в мире арт-рока. Продюсер здесь имеет больший вес, он - начальник, поскольку коммерческий успех является абсолютным приоритетом. Оба эти момента привели к отказу Тревора Хорна от продюсирования следующего альбома в пользу Рэбина. Поскольку Хорн был в большей степени сторонником Андерсона и "старого" Yes, с его уходом позиции в группе Рэбина укрепились.
Эти обстоятельства привели к тому, что в период после возвращения в "Yes" Jon Anderson много работал на стороне, предоставив иницитивную роль в группе Рэбину.

Следующий альбом Big Generator вышел в сентябре 1987 года. Это был плод долгой и противоречивой работы. Группа начала записывать его в Италии, продолжила в Англии, а закончила в США. Можно сказать, что с этого времени группа обосновалась в Америке. Альбом знаменовал собой середину эпохи Рэбина в истории Yes - и по времени, и по содержанию. Композиции в основном подогнаны для радиотрансляции, а воплощенная в них музыкальная фантазия подчинена конструкторским требованиям. Тем не менее, многие поклонники Yes из стана "рэбиновцев" почитают Big Generator как лучший и наиболее характерный альбом этого периода.

За альбомом последовал тур, продолжившийся по апрель 1988 года. Как и в предыдущем туре (90125), концертная программа состояла в основном из композиций последнего альбома, однако включала в себя и вещи классического периода, такие, как "Heart of the Sunrise", "And You and I" и "Roundabout". Рэбин, игравший в рок-н-ролльной манере, в корне отличающейся от стиля Стива Хау, неплохо справлялся с партиями своего предшественника, внося в них свой колорит и молодую энергию, а Тони Кэй не отставал от него в исполнении партий Рика Уэйкмана. Chris Squire, Jon Anderson и Alan White были на своей всегдашней высоте, и концерты проходили при полной поддержке и энтузиазме аудитории.
Однако по окончании тура, осенью 1988 года Андерсон покинул Yes во второй раз.

Оказавшись на воле, Андерсон решил попробовать воссоздать старый Yes. Ему удалось извлечь Рика Уэйкмана из сольной работы, затем он пригласил Стива Хау и Билла Бруфорда. Дело стало за басистом. Андерсон хотел позвать Криса Сквайра, но Бруфорд воспротивился, в результате чего на бас пригласили Тони Левина (Tony Levin). В итоге получился Yes номер два, но под названием Anderson, Bruford, Wakeman & Howe, или ABWH. Новоиспеченная группа быстро записала одноименный альбом, в основном благодаря домашним заготовкам Стива Хау. Что касается оформления, то в отличие от Yes, который, начиная с 90125, использовал техногенный стиль, обложка ABWH была выполнена Роджером Дином в традиционном для классического Yes духе. Поклонники старого Yes приняли ABWH с восторгом.

В то время, когда Yes, оставшийся без певца и фронтмена, вынужден был свернуть концертные планы, ABWH готовился к туру. Это привело к путанице в головах публики. Никто не мог сказать, где тут настоящий Yes - тот, что в США или тот, что на своей исторической родине, в Англии. Тем более, что ABWH собирался выступать под заглавием "Evening of Yes music". Долго длившееся состояние недопонимания между Андерсоном и Сквайром перешло в открытую стычку. Сквайр подал в суд с требованием запретить использование логотипа и названия Yes "самозванцам". И хотя суд принял нейтральное решение, присудив Сквайру все права на название группы, а ABWH разрешив все-таки оставить прежним заглавие тура, стычка со старым другом отрезвила Андерсона. Так странно прошел 1989 год - год 20-летнего юбилея Yes, который группа встретила в двух инкарнациях.
ABWH приступил к записи следующего альбома. Однако работа не пошла дальше промежуточных демо-записей, известных у коллекционеров под названием "We Make Believe" (2 полных CD). Видимо, несмотря на явно многообещающий "полуфабрикат", Джон Андерсон решил, что растаскивать Yes на части - неправильный путь. Одновременно звукозаписывающие компании поняли бесплодность конкуренции между двумя Yes. Гораздо выгоднее было соединить усилия. Arista Records, выпустившая альбом "Anderson, Bruford, Wakeman, Howe", сумела договориться с правовладельцами Yes, компанией Atlantic, и это послужило основой слияния двух групп в одну. Андерсон встретился с Крисом Сквайром. В результате этой встречи было решено восстановить единый и неделимый Yes.

Объединенная группа начала создавать новый альбом под рабочим названием Dialogue, которое было заменено на Union. Однако реального объединения в процессе работы над альбомом не произошло. Группа по-прежнему была разбросана по разным континентам, часть ее членов параллельно занимались своими сольными работами. Еще после ухода Андерсона Сквайр в поисках нового певца притянул в группу Роджера Ходжсона (Roger Hodgson) из группы Supertramp и Билли Шервуда (Billy Sherwood) из World Trade. Материал нового альбома составился из наработок обеих групп (или группировок), а втянутыми в проект оказались все причастные с обеих сторон. Получилась изрядная куча мала. Всех в команде знали только Андерсон и Сквайр.

В этих обстоятельствах вышедший в апреле 1991 года альбом получился странной смесью разнородных композиций, едва ли объединенных общей фабулой, так что название Union выглядело некоторой насмешкой. Музыканты были откровенно разочарованы работой, оценивая ее лишь с разной степенью категоричности - от неудачной до позорной. Было непонятно, что на записи делают 8 музыкантов группы, не говоря уже о сессионных. Тем не менее, альбом был встречен довольно неплохо, продажи были примерно как у ABWH - около 750 тысяч. Музыканты жаловались на несообразную запродюсированность альбома, искажения в окончательном сведении материала, удручающую перегруженность эффектами. Однако последовавшие за этим концерты с лихвой восполнили досаду.

Однако после окончания тура группу покинул Bill Bruford, душа которого всегда больше лежала к немного другой музыке. Почти одновременно ушел Стив Хау, несмотря на отличный тур, плохо представлявший себе перспективу совместной работы с Тревором Рэбином. А чуть позже группу покинул и Рик Уэйман, уже в третий раз предпочтя продолжить карьеру сольного исполнителя.

Таким образом, оставшиеся опять впятером Jon Anderson, Trevor Rabin, Chris Squire, Alan White и Tony Kaye приступили к работе над следующим альбомом. Если предыдущие 90125 и Big Generator были главным образом творчеством Тревора Рэбина, то в новом альбоме существенное участие принял Андерсон. Это был самый длительный период работы над записью, полные 18 месяцев с лета 1992 по зиму 1994, и альбом под названием Talk стал последним аккордом в рэбиновском периоде Yes. Парадоксально, что этот продукт совместного творчества Рэбина и Андерсона, кажется более рэбиновским по звучанию, чем предыдущие.

Отыграв тур Talk, группа в течение нескольких месяцев ничего не делала. Предыдущая работа над альбомами и непрерывные концерты забрали много сил, и Рэбин почувствовал, что он выложился полностью: полтора года он работал по 15 часов в день, будучи сочинителем, исполнителем и продюсером альбома. В итоге Рэбин принял решение оставить группу. Вслед за ним ушел и Тони Кэй, навсегда покинув мир музыки. Оставшиеся члены группы, Anderson, Squire и White, теперь прочно осели в Америке. Им было над чем подумать. Yes прошел долгий и сложный 25-летний путь. За это время были моменты высшего вдохновения, периоды тяжелого труда, мировая известность, был сумбур и противоречия, были внутренние разочарования и шумный успех, были личностные достижения при внешнем непонимании. Группа пережила все, что можно было пережить. Для чего жить дальше? Андерсон, вечно стоящий одной ногой на земле, а другой - в облаке мечты, понял, что пора возвращаться к цели, ради которой создавался Yes. Цель эта проста: играть музыку для людей.

В 1995 году Андерсон поставил перед собой задачу возродить группу в первоначальном составе и войти в 21 век в образе того Yes, который заслужил любовь и преданность слушателей. Долгое время группа подчинялась законам шоу-бизнеса, фактически выполняя заказы продюсеров и звукозаписывающих компаний, настало время подчиняться собственным законам. Удивительно легко Стив Хау и Рик Уэйкман согласились присоединиться к идее. Группа съехалась в маленьком городе Sun Luis Obispo в Калифорнии и начала репетировать. В начале 1996 года было объявлено через Интернет, что в этом городке, в зале на 700 мест состоится концерт Yes в классическом составе. Несмотря на высокую цену, билеты были сметены за несколько минут. Шоу прошли с громовым успехом и заставили фанатов воспрять духом: группа показала, что находится в блестящей форме.

Однако разногласия в группе не закончились, и генератором дискуссий в очередной раз послужил Rick Wakeman. Ему не нравилось, что группа дает концерты в маленьких аудиториях и записывается на малоизвестной студии Castle Records. Ему вообще не хотелось принимать участие ни в каких турах, поскольку это приносит слишком много головной боли и слишком мало денег. Однако представить себе Yes без концертов никто не смог, поэтому группа была склонна допустить скорее перспективу малых доходов, чем исключительно студийную работу. Уэйкмана удалось уговорить на доведение до конца работы над альбомом Keys to Ascension 2.

Сведение "Keys to Ascension" целиком выполнил Стив Хау - возможно, со времени "универсала" Тревора Рэбина группа привыкла, что гитарист делает также и техническую работу, но Стиву это далось с большим трудом, и он высказал недовольство "бросившим" его одного в студии товарищам. Поэтому "Keys to Ascension 2" микшировал Билли Шервуд, гитарист и вокалист, бывший неофициальным членом Yes еще со времени Union. С этого времени он стал еще более близким к Yes человеком, и вскорости его приняли в официальный состав.

Успех обоих Keys to Ascension (всего 4 CD) получился несоизмеримо маленьким, благодаря отсутствию широкой рекламы и тура в поддержку записи. Впрочем, странно было бы устраивать концерты в поддержку концертных записей - альбомы на 2/3 состоят из них. Здесь вообще многое было странно с коммерческой точки зрения - смешение на одних и тех же альбомах концертных и студийных дорожек, отсутствие плана и спонтанность всех действий, которые путались с одновременной сольной работой музыкантов. Эти странности не устраивали практичного Рика Уэйкмана, и он опять ушел из группы; на этот раз он громко хлопнул дверью, заявив, что навсегда разочаровался в Yes.

Тем временем, совместными усилиями Криса Сквайра и Билли Шервуда созрел новый альбом, это был Open Your Eyes. Параллельно с работой над альбомом группа искала клавишника. Были варианты пригласить бывших участников Yes, таких как Патрик Мораз или Джефф Даунс, но Андерсон решил, что неплохо бы попробовать кого-то нового. Выбор остановился на малоизвестном в Америке музыканте из России Игоре Хорошеве. Он стал ассоциированным (т.е. неофициальным) членом Yes, и в этой роли фигурировал на альбоме Open Your Eyes и последовавшим концертным туром, причем Билли Шервуд к этому времени стал числиться в группе официально.

Выпуск нового альбома, "Open Your Eyes", был поддержан масштабным туром по Северной и Южной Америке, Европе и Японии, причем он был рассчитан на аудитории средних размеров (5000 - 10000 слушателей). Тур продолжался целый год с октября 1997 по окрябрь 1998 года, игрался большой набор старых композиций, которые встречались публикой особенно тепло. Сам альбом состоял из 11 сравнительно коротких пьес, в которых сочетались оба амплуа Yes - ранний арт-рок и средний хард-рок; тем не менее, на альбоме присутствовала объединяющая их гармония. Завершающая "The Solution" демонстрировала новую форму: мастерски имитированный звуковой природный ландшафт, поверх которого хор голосов короткими мощными "вспышками" пропевал отдельные музыкальные фразы.

В 1998 году произошло еще одно событие, которое не могло не повлиять на рабочий настрой группы. В Англии были выпущены записи сессий ВВС - концертов и живых студийных исполнений, которые Yes сыграл в 1969-70 годах в своем исходном составе.
Приближалась 30-я годовщина группы. Наблюдался явный крен в сторону концертной деятельности. Группа, к великой радости слушателей, "вспомнила" "Close To The Edge", фрагментами "Ritual" и "The Gates of Delirium" - благо за клавишами находился Хорошев, который, в отличие от Уэйкмана, согласен был играть что угодно и когда угодно. Однако неугомонному Андерсону очень хотелось ознаменовать 30-летний юбилей и вхождение во второе тысячелетие новым альбомом.

Этот новый - 19-й по счету - альбом Yes начал записывать весной 1999 года в Канаде с продюсером Брюсом Фейрберном (Bruce Fairbairn), чем повергла поклонников в некоторое волнение. Дело в том, что Фейрберн был известным и опытнейшим профессионалом, но его работой всегда были альбомы групп "мейнстрима", таких как AC/DC, Kiss и Aerosmith. Предыдущий альбом "Open Your Eyes" синтезировал классический и популярный Yes, но по уровню был существенно ниже классических альбомов, при этом группа продюсировала альбом сама. Теперь же, когда музыкантов, пытавшихся возвратиться к собственным истокам арт-рока, направлял сильный поп-продюсер, непонятно было, чего ожидать. Но случилось так, что в разгар работы Брюс Фейрберн неожиданно умер во сне. Группа была шокирована и искренне скорбила - Брюс был почти сверстником музыкантов, но это событие послужило отчасти мобилизации усилий на завершение работы, которую посвятили его памяти.

Вышедший осенью 1999 года альбом The Ladder вызвал радостное изумление. Группа была довольна новым альбомом, и на фоне обоюдного - группы и поклонников - удовольствия незаметно ушел Билли Шервуд. С сентября 1999 по март 2000 Yes находился в турах по Северной и Южной Америке и Европе с участием Игоря Хорошева, по окончании которого Шервуд покинул группу по взаимному согласию.
Между тем, реально назрела необходимость решения, в каком направлении двигаться дальше. Несколько ранее было объявлено голосование среди поклонников Yes с вопросом о том, какие вещи аудитория хотела бы услышать на концертах. Оказалось, что три самые желаемые композиции - это "The Gates of Delirium", "Close to the Edge" и "Ritual". Аудитория, таким образом, проголосовала за "классику". Группа решила подготовить особый тур, где доминируют крупные пьесы. Тур под названием Masterworks прошел по США летом 2000 года, среди прочего "классического" материала исполнялись три победившие в голосовании вещи и ни одной рэбиновской песни.

Сравнительно короткий тур Masterworks (всего 30 концертов) явился важной вехой. Он закрепил ориентацию группы именно на концертную работу и именно на классический период. В плане ориентиров деятельности тур стал началом служения Yes своим верным поклонникам. Отныне лейтмотивом концертов стало "спасибо за то что вы нас все еще любите". Однако в отличие от предыдущих туров, концерты Masterworks почти все проходили в крупных залах (15000 - 20000 слушателей). Отныне для Yes стало привычным совершать "именованные" туры, без привязки к конкретным альбомам. Все понимали, что группе минуло 30 лет, и что, невзирая на отличную форму и горячую поддержку поклонников, годы ее сочтены.

По окончании тура Игорь Хорошев расстался с Yes по причине некоторых противоречий с Андерсоном: последний полагал, что амбиции клавишника непомерно возросли. Тем не менее, его уход был обставлен очень прилично, группа пожелала ему всех благ в музыкальной карьере. Yes остался в составе прежнего квартета четырех пожилых музыкантов.

В это время довольно старая идея записать альбом с полноценно звучащим оркестром ожила с новой силой. Это было весьма кстати: клавишника не было и не предвиделось, а музыкальные идеи требовали воплощения. Группа познакомилась с американским композитором Ларри Групом (Larry Groupe), который сочинял музыку для кино- и телефильмов. Груп отлично знал музыку Yes - он был поклонником группы почти с ее основания. Андерсон послал ему черновые записи нового альбома, а Груп вернул их со своей оркестровкой. После прослушивания того, что сделал Груп, было однозначно решено записывать альбом с его участием.

С февраля по июнь 2001 года группа записывала новый альбом Magnification, после чего стала готовиться к концертам в сопровождении симфонического оркестра. Ларри удалось довольно быстро написать оркестровку для большого количества материала: "The Gates of Delirium", "Ritual", "Close to the Edge", "And You and I" и т.д. А группа нашла себе клавишника в лице Тома Брислина (Tom Brislin) - молодого музыканта и страстного поклонника Yes. Брислин, однако, не был принят в состав группы, хотя в туре позиционировался наравне с остальными музыкантами.

Тур начался в июле. Частью концертов дирижировал сам Ларри Груп, частью местные дирижеры. Примечательно, что больше 30 концертов, данных в США, Yes играл с разными оркестрами, которые сменялись почти с каждым переездом по стране, так что, как правило, у группы и оркестра было лишь утро на репетицию, а вечером - концерт, и это при том, что в двухчасовом шоу оркестр задействован непрерывно. Тем не менее, тур прошел удачно, а с переездом в Европу дело пошло легче - тут один и тот же оркестр путешествовал вместе с группой. Yes впервые забрался восточнее Польши, посетив Москву и Санкт-Петербург.

Тур продолжался с июля по декабрь 2001 года, хотя сам альбом вышел в Европе только в сентябре, а в Америке в декабре. Видимо, сказалась сложная технология микширования, обусловленная полновесным присутствием оркестра. Слушая альбом, трудно решить, то ли эта музыка для рок-группы с оркестром то ли для оркестра с группой.

В планах группы было отдохнуть после туров последних лет, но весной 2002 года произошло никем не ожидаемой событие: Рик Уэйкман заявил, что присоединяется к Yes! "Блудного сына" приняли с распростертыми объятиями и, конечно, вопрос об отдыхе отпал. На лето-осень 2002 года был объявлен Classic Yes Tour с участием легендарного клавишника.
За туром Classic Yes последовали Full Circle Tour (2003 год) и 35th Anniversary Tour (2004).
Группа стала давать значительное количество акустических концертов в небольших аудиториях, либо вставлять акустические части в большие концерты. Иногда старые композиции играются в иной манере.

Пока что поклонники наслаждаются работой любимой группы, сопровождая музыкантов овациями, где бы и что бы они не играли. Андерсон каждый раз прочувствованно благодарит со сцены публику за понимание и любовь, за возможность для группы сочинять и играть. То, что Yes создал в музыкальном и духовном плане - это большой, красочный мир, пространство мечты, царство добра, чудо сотворения. Сколько бы ни было еще отпущено группе времени для музыки, пока они будут с нами, пока со сцены будет звучать андерсоновское "thank you so much!", мы будем благодарны и счастливы.

© Аркадий Нозик, 29 ноября 2004 года
полная версия биографии
www.yesworld.com
CDM's releases
Live At The House Of Blues
Cat. №: 1679/1680 | 2000  [Eagle Records][Progressive Rock]
Двойной диск – запись мирового турне 1999/2000, великолепная работа великолепной prog-rock группы. Что бы ни происходило с Yes, их музыка всегда на высоте!
[Подробнее.. || Купить в в магазине cd-maximum! ]
Magnification
Cat. №: 1678 | 2001  [Eagle Records][Progressive Rock]
YES - группа, название которой используют, чтобы описать другие группы. Проще говоря, это классика мирового прог/хард рока. Ныне перед Вами симфонический альбом с виртуозными аранжировками.
[Подробнее.. || Купить в в магазине cd-maximum! ]
The Ladder
Cat. №: 2015 | 1999  [Eagle Records][Progressive Rock]
Очень качественный альбом "динозавров" прогрессивного рока. Изумительный вокал Йон Андерсона, фирменные замороченные ходы от Стива Хоу и Криса Сквайра, клавишные импровизации Игоря Хорошева. Все это сливается в единую картину в духе лучших альбомов коллектива.
[Подробнее.. || Купить в в магазине cd-maximum! ]
Open Your Eyes
Cat. №: 2016 | 1997  [Eagle Records][Progressive Rock]
Не совсем обычный альбом в дискографии этой легендарной группы. Open Your Eyes кажется несколько поп-ориентированным, резко контрастирующим с ранними эпическими композициями коллектива. Мелодичные "форматные" песни явно говорят о желании добиться широкого успеха, что группе отчасти удалось.
[Подробнее.. || Купить в в магазине cd-maximum! ]
Talk
Cat. №: 2277 | 1994  [Eagle Records][Progressive Rock]
Ремастированное переиздание классического альбома одной из самых известных прогрессивных групп в мире. Если вы хотите послушать академиков progressive rock, то этот альбом как нельзя лучше подойдет для этого. Мощная, тяжелая и прогрессивная музыка, которую исполняют музыканты, которым мало найдется равных по технике игры.
[Подробнее.. || Купить в в магазине cd-maximum! ]
Yes в начале карьеры
Yes, альбом The Ladder


Полный ассортимент нашей продукции (CD и DVD) можно всегда приобрести в розницу через рок-склад ХОБГОБЛИН.
Каждую неделю артисты CD-MAXIMUM на радио России!
Рок-галерея Зиг-Заг представляет широчайший ассортимент нашей продукции в розницу
В этих магазинах Санкт-Петербурга можно найти нашу продукцию
Дистрибуция лицензионных CD и DVD от лейблов SONY/BMG Russia, EMI Russia и UNIVERSAL MUSIC Russia
  Rambler's Top100 Яндекс цитирования Находится в каталоге Апорт © CD-Maximum, 1998-2024
© portpc-design, 2002
0.05 seconds gone to format output. (90296 bytes of html). Cacheable: 0. Cache hit: 0. Modified: 1713271537. Translated: 1